Влияние семьи – сможет ли воспитатель заменить родителей?

На протяжении тысячелетий семья, близкие родственники оказывали решающее влияние при формировании личности члена общества. Доминирующее влияние семьи сказывалось на всех сферах существования. Сообразно социальному положению главной ячейки общества, детям прививается осознание собственной роли в окружающей среде, диктуется выбор рода занятий, подход к распределению ролей в семье.

С повсеместным распространением воспитания в социальных заведениях роль семьи стала снижаться, но никогда не исчезнет совсем. На стыке этих двух явлений возник вопрос, насколько значимо влияние семьи на развитие личности ребенка и, возможно ли его корректировать. Это особенно становится актуальным при смене общественно-политических формаций, когда возникает потребность искоренения традиционных взглядов на мироустройство, на роль человека в общественном производстве и его приобщении к процессам управления.

Всегда ли влияние семьи имеет положительную направленность

Никогда нельзя сбрасывать со счетов, что семья, ведущая асоциальный образ жизни, прививает принципы своего существования и детям. В самых сложных случаях органы власти вынуждены изолировать от их тлетворного влияния юных членов общества. Но это крайняя мера.

В большинстве случаев достаточно профилактической и просветительской работы, чтобы влияние семьи на становление личности осуществлялось только в положительном, развивающем направлении. Но родители должны понимать, что в семейном кругу большое значение имеет личный пример. От того, как ведут себя члены семьи зависит формирование правил поведения детей. Невозможно рассчитывать на то, что дочь или сын не начнут курить, если это норма жизни для отца или старших братьев, сестер. Также образуются и положительные привычки: занятие спортом, чтение книг, активная жизненная позиция.

Вести ребенка в одном направлении

Важно, чтобы влияние семьи на формирование личности не шло вразрез с ценностями, которые прививаются в системе общественного воспитания. В образовательных заведениях существует система вовлечения родителей в воспитательный процесс, индивидуальная работа с каждой семьей. Чем менее формально проходят контакты педагогов и родителей, тем лучший будет эффект на выходе.

Внутри семьи ребенок с раннего возраста должен видеть единство требований старших родственников. При не выполнении этого требования влияние семьи на развитие ребенка будет неэффективным и выработает не правильные установки, а приспособляемость. Важно согласование требований представителей разных поколений. Если удастся добиться того, чтобы вседозволенность, часто исходящая от бабушек, не противоречила жестким рамкам, выставляемым отцом, можно рассчитывать на успех и на то, что все этапы развития ребенок пройдет достойно и легко впишется во взрослую жизнь.

Найти особые “ключики”

Простейшим навыкам самообслуживания и коммуникации дети учатся без особых затруднений, попросту копируя действия родителей. Для выработки более сложных реакций родители должны осознанно выстраивать своё поведение, которое сформирует то, с чем войдут во взрослую жизнь их отпрыски. Не стоит руководствоваться исключительно собственными взглядами на окружающую действительность и общественные отношения. Во главу угла ставится полезность тех или иных привычек для ребенка и возможность восприятия этого еще не сформировавшейся личностью.

Для этого надо научиться:

  • воспринимать ребенка таким, каким он родился, с собственным темпераментом, физическими и психологическими возможностями;
  • смотреть на происходящее глазами ребенка, чтобы сделать свои действия понятными и соответствующими ситуации;
  • вести себя адекватно воспитательной ситуации, не превозносить и не принижать искусственно значение каких-либо факторов.

Воспитание в семье только тогда будет эффективным и приведет к желаемым результатам, когда оно будет естественной составляющей повседневной жизни, а не чередой скучных и бесполезных нотаций.