Умственное воспитание ребенка – основные аспекты

Что представляет собой умственное воспитание ребенка

Цель любого педагогического воздействия – совершенствование определенных граней личности для гармоничного ее развития и адаптации к жизни. Немаловажное место при этом отводится воспитанию ума.

Становление интеллекта (ума) всегда основывается на формировании мыслительных способностей. Поэтому умственное воспитание – это процесс развития мышления во всех его проявлениях:

  • Логическое. Овладение всеми видами мыслительных операций: абстракция, анализ, синтез, обобщение, сравнение.
  • Творческое. Это умение создавать принципиально новые творения, решения либо подходы.
  • Критическое. Помогает выявлять дефекты и недостатки в существующей системе.

Периоды интеллектуального становления

Официально детство длится до наступления восемнадцатилетия. Естественно, что задачи умственного воспитания, методы, объемы нагрузок разительно будут отличаться, к примеру, в 4 года и 14 лет.

1. Начало развития интеллектуальных способностей у малышей до года. Некоторые специалисты по детскому воспитанию говорят, что по темпам и интенсивности интеллектуального развития дети в первые 12 месяцев жизни проходят такой же путь, как и в последующие 16 лет. В этот период закладываются основы интеллектуальных способностей маленького человека, развивается мыслительная активность.

Дети получают начальное представление об окружающем их мире, учатся сопоставлять и анализировать, находить общее, улавливать взаимосвязь между самыми различными предметами и явлениями. Родителям в этом помогут стихотворения-потешки, книги, развивающие игрушки. Но на первом месте должно быть непосредственное общение с малышом. Традиционно кроха учится показывать части лица, узнавать животных, играть в простейшие игры.

2. Развитие мышления детей от 1 года до 6 лет. В этот период умственное воспитание детей дошкольного возраста лежит на плечах не только родителей, но также педагогических работников детских садов. Маленький человек, словно губка, впитывает знания об окружающем его мире, поэтому основная задача взрослых – предоставить ему доступ к этим знаниям. Порой приходится давать ответы на десятки “почему” в день, отвечая на самые неожиданные вопросы.

Период характеризуется активным становлением речи, а это очень важно для общего становления интеллекта. Продуктивное умственное воспитание включает развитие наклонностей и талантов, которые впервые проявляются в этом периоде. Многие дети начинают читать, писать и оперировать цифрами, что является уже подготовкой к следующему этапу. Педагоги детских дошкольных учреждений уделяют немалое место развитию мыслительных способностей, поэтому нежелательно отказываться от посещения детских садов.

3. Интеллектуальная деятельность школьников. На время обучения в школе приходится основная масса теоретических знаний. Базовое умственное воспитание школьников должно решать следующие задачи:

  • накопление теоретической базы и практических навыков по основным предметам;
  • формирование мировоззрения;
  • развитие основных видов мышления и мыслительных операций;
  • овладение интеллектуальными умениями.

умственное воспитание ребенка

Основные способы и методы умственного воспитания

Существует несколько способов развития интеллекта:

  • обучение:
  • игровая деятельность;
  • интерактивные методы;
  • творческие занятия.

Выбор преобладающего метода зависит от возраста ребенка, его индивидуальных показателей. Эффективное умственное воспитание детей предусматривает комплексный подход. Для школьника, например, логично делать акцент на обучении, но нельзя полностью исключать и игры.

Организация мыслительных способностей – это одно из важнейших направлений общей воспитательной системы (наряду с нравственным, физическим или трудовым воспитанием). Начинать развивать его возможно уже с первых месяцев появления на свет малыша, процесс этот длится всю жизнь. Ведь высокий уровень интеллекта всегда был и будет одним из главных показателей развитой успешной личности.