Трудовое воспитание

Социологические исследования демонстрируют, что большое число молодых людей, готовящихся вступить во взрослую жизнь стремятся к освоению профессий, не связанных с приложением физических усилий. Это объясняется тем, что доля неинтеллектуального труда в общественном производстве неуклонно снижается. Но вместе с ним исчезает и привычка работать для достижения результатов. Зачастую, трудовое воспитание в семье ограничивается уборкой своих вещей и приготовлением несложного перекуса на завтрак. Это воспитывает с самого раннего возраста привычку получать желаемое без прикладывания малейших усилий и не может не сказаться на дальнейшей трудовой деятельности.

Раннее трудовое воспитание в основе жизненного успеха

Понимание необходимости формирования потребности и привычки у детей в труде должно существовать у людей разного уровня достатка и образования. Без этого навыка невозможно ни заработать себе на хлеб насущный, ни руководить доставшейся по наследству транснациональной корпорацией отца (скорее, второе требует больше умения работать).
Основные задачи трудового воспитания сформулированы в советской России сразу после Октябрьской революции. Они могут показаться весьма простыми, но чтобы их реализовать нужны консолидированные усилия всех участников процесса воспитания.

Необходимо с раннего детства создавать такие условия, чтобы ребенок был готов к совершению определенных действий для достижения своих желаний или по просьбе кого-то из взрослых, для помощи ровесникам.

Важно как можно раньше донести до ребенка, что все, что существует вокруг него, кроме природы, создано руками человека, его трудом, и без этого человеческая цивилизация попросту рухнет.

На следующем этапе вырабатываются навыки организации совей работы и умение планировать свою деятельность для достижения лучшего результата.

Наконец, необходимо воспитать глубокое уважение ребенка к труду других людей.

Само собой, у малышей закладываются только основы. Особое значение приобретает трудовое воспитание школьников, так как именно в этот период формируются основные жизненные ориентиры.

Пока еще под стол пешком ходит

Может показаться, что мама, старающаяся, чтобы её малыш собрал свои игрушки, тратит время понапрасну. Сама бы сделала намного быстрее. Но в этом и заключается трудовое воспитание дошкольников, которое предполагает посильную вовлеченность совсем еще крох, в уборку по дому, уход за приусадебным участком. Он должен почувствовать, что вот именно этот цветок он напоил своими руками и поэтому он радует всех своей красотой. В детском саду такая работа с ведется более планомерно и соизмеряется с уже сформировавшимися навыками.
То, что заложено при уборке со стола посуды, заправке за собой маленькой кроватки, потом выльется целенаправленное трудовое воспитание школьников и формировании у них разносторонних умений, без которых сложно вписаться во взрослую жизнь.

Планомерное трудовое воспитание школьников

Школа не должна являться местом по предоставлению педагогических услуг. Только вовлеченность ребят разных возрастов во внеурочную жизнь помогает им подготовиться к продуктивному сотрудничеству с ровесниками и определиться с выбором будущей профессии, в чем собственно и заключается трудовое воспитание школьников. Развитие по этому пути должно осуществляться постепенно с постепенным приучением к общественному труду.
Именно это особенно важно. Уроки профориентации и технологии, конечно, незаменимы. Но на них учащийся может научиться конкретным действиям. А вот воспитание навыков:

  • работы в команде;
  • правильной оценки своих и чужих возможностей;
  • умения принимать решения;
  • нести ответственность за полученный результат

вырабатываются только в ежедневной совместной деятельности.

Именно в этом видится правильное трудовое воспитание школьников, которое принесет свои плоды в будущем. Соединение прорывов в области современных технологий, развивающихся на неожиданных стыках науки, со стремлением новых поколений улучшить жизнь свою и своих детей приведут общество к процветанию.