Свободное общество обязано обеспечить своим гражданам свободное воспитание

Если относиться к собственным детям не только как к источнику обеспеченной старости, не сложно признать естественным, что свободное воспитание является единственным способом для максимальной подготовки новых поколений к будущей жизни. Реализация любых способностей, постижение новых умений, усвоение знаний исключительно на собственном опыте, под ненавязчивой опекой, а не жестким диктатом воспитателей – верная дорога к самостоятельности.

Свободное воспитание развивается только в гуманном обществе

Вместе с перемещением больших масс населения из деревень в города и возникновением либерального мышления, появились теории воспитания детей далёкие от традиционных. Их авторы считали, что для того чтобы ребенок “не пошел по наклонной плоскости” вовсе нет необходимости его пороть и унижать его достоинство, регламентировать его жизнь. Впервые идеи свободного воспитания озвучены Ж.-Ж. Руссо. Дальнейшее развитие его самые общие мысли и обозначенные принципы получили в трудах:

  • Монтеня и Монтессори
  • Кейя и Гурлитта
  • Сухомлинсткого и Аммонашвилли.

Для России неисчерпаемым источником идей в этом разделе педагогики является Л.Н. Толстой. Он считал, что организация учебного процесса должна вплотную следовать за желаниями учащихся, которые по собственному разумению выбирают, что и в каком объеме им изучать и запоминать.

Понятие свободы у каждого свое

В связи с разнящимися представлениями каждого из мыслителей о самых общих понятиях: свободе, насилии, концепция свободного воспитания у каждого была своя:

  1. Мишель де Монтень отводил ведущую роль любознательности и размышлениям.
  2. Ян Коменский во главу угла ставил достоинство ученика, ненасильственное приучение к самодисциплине.
  3. Философия воспитания Льва Толстого целиком была основана на догматах христианства, на нравственных принципах религии.

В общем случае теория свободного воспитания опиралась на гуманное отношение к ребенку и учет его природных наклонностей в отличие от традиционного варианта воспитания, в котором доминантой признавалось приведение поведения ребенка к единому образцу и усвоение требуемого объема стандартных знаний.

Победное шествие свободного воспитания по планете

В ХХ веке реализации и развитию принципов свободного воспитания посвятила свою жизнь Мария Монтессори. Она основала организацию, последователи которой успешно воспитывают детей уже скоро, как 100 лет. В основу методики положено активное взаимодействие каждого ребенка со специально подобранной и интересной только ему средой, которую он может самостоятельно изучать и изменять. Педагогу в этом процессе отводится роль наблюдателя, готового в любой момент прийти на помощь и дать совет, если ученик в этом нуждается.

В след за великим Толстым свободное воспитание в России продвигал Константин Вентцель. Он ушел от представления о свободе, как о свободе абсолютно от всего, то есть анархии. Его теоретические разработки были направлены на поиск областей, в которых ребенку может быть предоставлено право выбора.

К сожалению, в советскую эпоху индивидуальный выбор был принесен в жертву общественным интересам и интернационализму, хотя склонности и предпочтения учитывались при выборе будущей профессии. Известный педагог В.А.Сухомлинский был вынужден никогда не употреблять чуждый буржуазный термин “свободное воспитание”, а использовать вместо него “человековедение” и “духовная жизнь детского коллектива”.

По сей день в обществе не прекращаются споры о степени свободы и унификации школьного, дошкольного и дополнительного образования. Но приоритеты личности каждого ребенка над общественными интересами, будем надеяться, оспаривать уже никто не станет.