Целенаправленное социальное воспитание как часть социализации личности

Не пытаясь уменьшить значение воспитания в кругу семьи, педагогика подчеркивает важность правильного определения собственной позиции и роли в повседневных взаимодействиях при разных ситуациях общения. Правильно организованное социальное воспитание позволяет ориентироваться в общественных явлениях, их причинах и следствиях, выбирать безопасную и эффективную модель поведения без вступления в конфликты и противоречия. Для этого детям и подросткам недостаточно рассказывать о том, как себя вести. Они должны быть погружены в среду, в которой необходимо постоянно принимать решения и наглядно видеть их последствия.

Полноценное социальное воспитание – залог вовлеченности в общественную жизнь

Иногда люди жалуются на то, что происходящие в стране процессы никак не зависят от их точки зрения и не подлежат коррекции “снизу”. Эта позиция чаще всего вырабатывается у тех, кто не привык к эффективной коммуникации с социальными институтами, в индивидуальном общении. Умение формировать и адекватно выражать свою точку зрения ведет к продуктивному взаимодействию со сформированными системами без ущерба индивидуальности.

Это невозможно без учета того, что к некоторым вопросам общество относится довольно лояльно, а в некоторых ситуациях болезненно реагирует на нарушение устоявшихся норм. Дети с самого раннего возраста должны понимать “запретные” для обсуждения и критики темы: религия, социальное неравенство, родители и семья. Полемика по этим болезненным вопросам может происходить только по заранее оговоренным правилам без перехода на обсуждение конкретных ситуаций.

Не отделять природу от человеческих ценностей

Исходя из поставленных задач, все принципы социального воспитания выражают ориентацию на изучение, формирование и использование на практике способов сотрудничества с неопределенным кругом лиц. Таким образом все усилия в этом направлении должны быть направлены на:

  1. Выработку навыков естественного существования в коллективе, без противопоставления своих интересов общественным, слепого следования за устоявшимися неверными традициям, бесконфликтной коррекции коллективного целеполагания.
  2. Естественное выполнение коллективом функций формирования жизненного опыта для каждого своего члена с учетом его личностных особенностей и складывающейся ситуации.
  3. Формирование представлений о собственном месте в системе социальных отношений не мыслимо от естественных (природных) характеристик индивида: от его пола и возраста.
    В целом, эти принципы незначительно отличаются от любой воспитательной системы, целью которой является выработка навыков взаимодействия человека с некой системой, в роли которой в данном случае выступает общество.

Главное для воспитателя – вовлеченность в процесс

Различные, как сама жизнь, методы социального воспитания подразделяются в зависимости от желаемого результата:

  • от конкретных целей: формирование внутренних установок или приемов, приемлемых способов существования в обществе;
  • от специфики взаимодействия с подопечным: помощь, коррекция, общение, организация деятельности.
    Каждый воспитатель, используя собственный педагогический опыт, самостоятельно выбирает метод работы.

Это может быть:

  • организация коллектива на достижение поставленных целей;
  • разъяснение учащемуся способов поведения в сложившихся ситуациях и наблюдение за тем, насколько успешно идет внедрение полученных знаний;
  • создание вокруг ребенка благоприятной социальной среды, отсутствие которой тормозит его адаптацию в полноценном коллективе.

Воспитать для общества Гражданина

Все описанные процессы служат одной цели: осуществить полноценную подготовку нового человека в существованию в условиях современного общества. Первые шаги в этом направлении проделываются в семье, но полная социализация личности возможна только под воздействием самого общества. На это должны быть направлены как усилия образовательных учреждений, так и самых разных организаций и референтных групп. Причем большее влияние на поведение будущего гражданина оказывает тот коллектив, в котором ребенок проводит больше времени. Так школа может нивелировать воздействие асоциального поведения одного из родителей (алкоголизм, тунеядство), но если к нему присоединятся смещенные ценности криминальной подростковой группировки, результат может оказаться плачевным. Поэтому педагогам важно, пытаясь привить навыки верного поведения в обществе, отталкиваться от того, что ребенка окружает вне школы.

Для достижения поставленных задач образовательные учреждения должны иметь прочные связи не только с родителями учащихся, но и с культурными, спортивными заведениями, в которых дети проводят свободное время. К процессу желательно подключение предприятий и общественных организаций. Только с их помощью можно сформировать умение вести открытый равноправный диалог с социумом, чувствовать собственную вовлеченность в происходящие в обществе процессы, не потреблять, а участвовать в общественной жизни.