Что вкладывать в понятие религиозное воспитание детей в современных реалиях?

Такой вопрос не встает в семьях, в которых существуют глубокие традиционные корни. Дети естественным образом впитывают представление об основах мироздания, также, как познают родной язык. Значительно труднее выработать линию поведения в этих щепетильных вопросах, когда естественно научные представления обоих родителей не позволяют им всерьез говорить о создании мира и человека творцом (в любой интерпретации). В такой ситуации религиозное воспитание должно сводиться к представлению о церковных догматах, как о весомой части общемировой культуры, безусловно, заслуживающей бережного и уважительного изучения. Другой стороной этого должно стать корректное отношение к тем, кто имеет в основе своей духовности постулаты конкретной религии. Следует разъяснять детям, что такое мировосприятие имеет право на существование, и пренебрежение им нанесет острую боль и приведет к возникновению конфликтных ситуаций.

Любое религиозное воспитание является залогом формирования твердых нравственных устоев

Атеисты в один голос утверждают, что личность, окруженная религиозной атрибутикой, становится более эмоционально зависимой от авторитетов и не способна самостоятельно генерировать идеи. Религиозные проповедники считают, что если бы научное сообщество руководствовалось религиозными принципами, человечество не пришло бы к рубежу, когда многократно может уничтожить само себя. Чтобы не говорили яростные противники и сторонники, религиозная форма воспитания является хорошей базой для формирования нравственного подхода ко всем жизненным ситуациям.

Очевидно, что практически на любом этапе развития общества религия старалась воспитать подрастающее поколение в терпимом отношении ко всем проявлениям агрессии и, в целом, делала людей уравновешенными и не стремящимися к получению сиюминутной выгоды.

Взгляд на религию с точки зрения теории

Воспитание детей в среде господствующей в обществе религии без отрывя их от обычного светского образования, ведет к формированию двойственной точки зрения на действительность. С одной стороны, она не отрицает участие верующего человека в общественном производстве. При этом существует “параллельная реальность”, в которой каждый поступок, каждое слово оценивается, как богоугодное, или не таковое, деяние.

Общепринятая религиозная теория воспитания выделяет два уровня воздействия на психику рациональный и мистический.
Рациональный (или светский) заключается в

  • информационном
  • нравственном
  • деятельностном

воспитании.

Понятно, что первое заключается в усвоении ребенком определенной суммы знаний, второй – обучении анализировать каждое действие сквозь призму религиозной морали. Без третьего, активного участия в жизни церкви: посещение богослужений, религиозное творчество и участие в благотворительности, невозможно проникновение религии в повседневную жизнь.

Религия как память вековой истории

Знакомство ребенка с религией вовсе не означает, что он станет истовым православным (католическим, мусульманским) верующим. Главные задачи религиозного воспитания нисколько не противоречат развитию общего уровня культуры.

Так, изучение православной культуры, особенностей богослужения, иконописи вводит ребенка в мир прекрасного, суть которого без постижения основ религии, в полной мере осознать невозможно.

Сформированные основы православного мировоззрения защитят молодого человека от ненужного влияния низкосортных произведений якобы искусства, которые стали популярны как раскрученный коммерческий проект, без наличия какой-либо существенной ценной мысли. Особенную значимость это получает, когда с экранов телевизоров потоком льется насаждение культа насилия, допустимости страданий и даже смерти.

Попытка подмены религиозного воспитания атеистическим коммунистическим за период недавнего социалистического прошлого нашей страны продемонстрировало, что для единства общества необходима целостная идеология. Православие же, в отличие от идей всеобщего равенства, имеет глубокую историю и приемлемость для самых разных людей.

Не следует в процессе воспитания детей разделять семейное религиозное и социальное воспитание. Только комплексный подход позволит сформировать целостную личность, в душе которой не существует противоречий между нормами поведения, пропагандируемыми в семье, школе, среде сверстников и единомышленников. Это длительная кропотливая работа, которую невозможно выполнять в рамках одно получасовой беседы три раза в неделю. Только собственный пример родителей, педагогов способен достичь нужного результата.