Перспективы развития высшего образования в РФ обсуждали на состоявшихся 18 февраля Парламентских слушаниях. Открывая заседание, председатель профильного комитета Госдумы ФС РФ Вячеслав Никонов констатировал, что по количеству людей, имеющих вузовские дипломы, Россия лидирует в мире.

Тем не менее, проблем в этой сфере еще достаточно. Перечисляя их, он отметил, что необходимо создать более комфортные условия для учебы и быта; привести образовательные программы в соответствии требованиям времени; сделать высшее образование более доступным для жителей глубинки, а также для людей с ограниченными физическими возможностями. Остро стоит вопрос о финансировании вузов, повышении заработной платы преподавателям и научным сотрудникам, и т.д.

В развернувшейся дискуссии приняли участие депутаты, представители Минобрнауки и других ведомств, региональных органов власти, ректоры ряда вузов страны. Так, замминистра образования А.А. Климов сообщил о решении проблемы доступности вузовского обучения. За минувший год количество заявок на ЕГЭ по физике выросло на 21 тысячу, на экзамен по химии записалось на 10 тысяч больше будущих абитуриентов, чем раньше.

Анализируя уровень трудоустройства выпускников вузов, Александр Алексеевич заметил, что этот показатель говорит о востребованности специалистов в тех или иных отраслях. Больше всего принято на работу педагогов (77%), а вот спрос на экономистов оказался самым низким.

Чтобы избежать перепроизводства невостребованных кадров, необходимо строить планы на основании прогнозов. Ожидается, что до 2020 года сохранится потребность в педагогах, а также будет расти спрос на подготовку специалистов в области инженерной подготовки, здравоохранения, в сфере ядерной энергетики и IT-технологий. Ждут молодых перспективных выпускников и в ракетно-космической, авиационной отраслях, на кораблестроительных предприятиях.

В соответствии с этим, отметил зам. главы образовательного ведомства, в 2017 году планируется до 60% бюджетных мест в вузах отвести на педагогику и инженерию. Инженерная подготовка составит 46%, оставшиеся 14% мест будут готовить педагогов.

Участники заседания были единодушны в мнении о необходимости принятия в стране стратегии дальнейшего развития высшего образования.