Социально-экономическое развитие РФ, ориентированное на перевод экономики от экспортно-сырьевого типа к инновационному, повышает значение человеческого фактора. А это, в свою очередь, ставит новые задачи перед системой профессиональной подготовки кадров.

Минобрнауки, выполняя поручение Правительства, приняло решение о проведении мониторингового исследования техникумов и колледжей, чтобы оценить их эффективность и подготовить рейтинг образовательных учреждений. Опыт подобной работы имеется – в минувшем году образовательное ведомство успешно опробовало абсолютно новую методику для оценки деятельности вузов.

Как отметили в пресс-службе Министерства, пилотная модель мониторинга качества среднего профобразования построена на следующих целевых индикаторах: образовательные достижения учащихся; уровень квалификации выпускников; их востребованность и трудоустройство. Будут приниматься результаты участия студенческих отраслевых и региональных команд во всероссийских чемпионатах профессионального мастерства по методике Worldskills («Молодые профессионалы»).

Второй объект, который подвергнется мониторингу, это условия обучения, которые обеспечивают высокие результаты усвоения программ по перспективным, востребованным на рынке труда профессиям. Это и уровень квалификации педагогического персонала, и число мастеров производственного обучения из состава специалистов профильных предприятий, и финансовая обеспеченность учебного заведения, и его материально-техническое оснащение, и методические ресурсы.

Первый мониторинг, намеченный на 2016 год, охватит все колледжи и техникумы страны. Информационно-аналитические материалы по каждому образовательному учреждению будут доступны в интернете. Эти данные станут основой для рейтингования учебных заведений, входящих в систему среднего профессионального образования, которым занимаются независимые рейтинговые агентства.

С предложением провести такую оценку Ольга Юрьевна Голодец, вице-премьер РФ, выступала на одном из совещаний еще в октябре минувшего года. Она подчеркивала, что четко разработанная система критериев, основанная на объективных данных, поможет не только наглядно определить лидирующие и отстающие учебные организации, но и оценить в целом эффективность системы профобразования и выработать стратегию ее совершенствования.