Наличие качественных современных учебных пособий – залог полноценного образования. Одна из задач Минобрнауки РФ и состоит в том, чтобы поддерживать их качество на уровне, соответствующем внедренному несколько лет назад новому ФГОС. Срок действующего сейчас федерального перечня учебников завершается в декабре текущего года. Поэтому учебный департамент Минобрнауки планирует завершить работу по составлению нового реестра к 2017 году.

С 15 ноября в течение двух месяцев будет продолжаться прием заявок от книгоиздателей и авторов, которые должны предоставить образцы учебной литературы для образования и самообразования, сопроводив их полным комплектом материалов, т.е. методическими рекомендациями для педагогов; инструкциями по использованию электронной версии пособия.

Отбор учебных и методических изданий ведется очень жестко, чтобы не повторить ошибки прошлых лет, когда к школьникам попадали учебники с явными нелепостями и неточностями, или же морально устаревшие. Система допуска книг к учебному процессу включает, в том числе, и реагирование на претензии родителей и учащихся.

Тройная экспертиза федерального перечня учебников

В утвержденный перечень занесут лишь те пособия, которые выдержат тройную экспертизу – научную (ее выполнят РАН и российская Академия образования), педагогическую и общественную. А учебники, реализующие право получать знания на национальных языках, подвергнутся еще и этнокультурной экспертизе. В образовательный процесс будут внедряться те учебники, которые получили одобрение на всех этапах проверки.

При составлении нового федерального перечня останется в силе действующее в настоящее время условие: в список могут быть включены только те учебные пособия, которые имеют электронный аналог. Доступ к цифровой версии расширяет возможности обучения. К тому же, виртуальный вариант стоит дешевле.

Отдельно в перечне предусмотрены пособия для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов. По словам первого замминистра Минобрнауки Н.В. Третьяк, качественные специализированные учебники для этой категории дадут возможность школьникам с ОВЗ получать образование в равных условиях с остальными детьми, станут одним из компонентов формирования безбарьерной среды в учебных организациях.

Экспертиза этих пособий будет доверена специалистам, имеющим надлежащую компетенцию. В частности, это будут представители организаций инвалидов.

Научно-методический совет закончит рассмотрение всех поступивших заявок и заключений экспертиз до начала марта 2017 года, а затем сформирует и обнародует федеральный перечень. Если раньше этот список утверждался ежегодно, а затем срок его действия был продлен до трех лет, то новый перечень будет рассчитан на пятилетний период.

Как подчеркнула Наталья Третьяк, это рациональное решение. Образовательные стандарты обновляются через 10 лет, срок износа учебников – 5 лет. Гораздо удобнее и эффективнее планировать выпуск и закупки новых книг на пятилетку.