Своевременное коррекционное воспитание – путь “особенных” детей к полноценной жизни

Современное общество не должно отворачиваться от проблем детей с разнообразными пороками развития, травмами, не позволяющими им на равных общаться с благополучными сверстниками. На плечи коррекционных заведений (открытых и закрытых) возлагается функция привития простейших навыков самообслуживания, адаптации в ближайшем окружении. Для несовершеннолетних правонарушителей, асоциальных личностей предусмотрено специфическое коррекционное воспитание, предполагающее их включение в нормальную жизнь. Это не менее сложно, так как требует от педагогов и психологов воздействий, способных изменить уже сформированные жизненные ценности, установки, поведенческие привычки. Большую роль в этом играют привлечение к занятиям спортом, художественное творчество.

Коррекционное воспитание для разных групп заболеваний

Дети с врожденными и приобретенными патологиями настолько различны, что в каждом случае требуется индивидуальный подход. В зависимости от того, насколько сильно и какая система организма повреждена, различают восемь видов специальной педагогики, а, соответственно, образовательных учреждений и методик обучения.

  • Первые две направлены на работу с теми, у кого существуют дефекты слуха (врожденные и приобретенные после того, как сформировалась речь).
  • Две другие (третья и четвертая) объединяют детей с полной или частичной потерей зрения.
  • В пятую группу включены дети с проблемной (заикание) речью или её недоразвитием.
  • Патологии опорно-двигательного аппарата (ДЦП, параличи и т.п.) являются заботой коррекционных учреждений VI вида.
  • VII группа создана для социализации детей с задержками в той или иной степени психического развития.
  • VIII группа требует от врачей и педагогов реабилитации и интеграции в социум умственно отсталых детей.

Огромный мир недетских проблем

Каждая патология развития требует специфического подхода и описана в таких областях педагогики, как:
обучение и воспитание тех, кто имеет проблемы развития опорно-двигательного аппарата;

  • олигофренопедагогика;
  • сурдопедагогика (нарушение слуха);
  • тифлопедагогика (нарушение зрения);
  • логопедия (нарушение речи).

Все теории коррекционного воспитания основываются на принципах развивающего обучения и исключительно положительной мотивации каждого больного ребенка. Для обеспечения безболезненного вхождения во взрослую жизнь большое количество времени отводится трудовому обучению.
В последнее время в мире проводится огромная работа по привлечению “особенных детей” к участию в спортивных соревнованиях, творческих, в том числе и международных, конкурсах.

Индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку

Совместными стараниями родителей, врачей и педагогов люди с болезнью Дауна становятся полноправными членами общества, навсегда приговоренные к инвалидной коляске спортсмены поражают своей волей к победе на олимпийских играх. В большинстве случаев этому способствует правильно организованное коррекционное воспитание, программа которого разрабатывается индивидуально и отвечает состоянию и возможностям каждого ребенка.
Она в обязательном порядке включает в себя:

  • диагностику
  • коррекцию отклонений по мере возможности
  • семейные консультации
  • просвещение и обучение близкого окружения.

За этим стоит скрупулезное и ежедневное изучение каждого ребенка, поиск подходов к нему, постановка и достижение поставленных целей.

К сожалению, далеко не всех детей можно полностью подготовить к самостоятельной жизни. Некоторые на протяжении всей жизни нуждаются в опеке родственников. Но тот вклад, который вносят врачи и педагоги в облегчение их существования, не может быть переоценена. Дорогу осилит идущий! Это как раз тот случай.