Духовно-нравственное воспитание – создание стержня новых поколений

духовно-нравственное воспитание с самого раннего возрастаПричиной того, что в России вот уже на протяжении второго десятка лет не удается эффективно воспользоваться теми богатствами (природными, человеческими), которыми располагает страна, является отсутствие вновь сформулированных ценностных ориентиров. С распадом Советского союза социалистическая идеология вместе с моральным кодексом строителя коммунизма была утрачена. А новые, ориентированные на общечеловеческие принципы, внедрять в сознание людей никто не торопился. В итоге духовно-нравственное воспитание было пущено на самотек, что не преминуло сказаться на отношениях в обществе. Это коснулось и связи поколений, и потребности в созидательном труде, и моральных принципов. Все это заместилось стремлением к материальному благополучию и удовлетворению простейших желаний.

Комплексное духовно-нравственное воспитание с самого раннего возраста

Формирование морали, этической оценки своих поступков, умение добровольно соизмерять с этими принципами собственные желания невозможно без сотрудничества родителей и педагогов с ясельного возраста. Активная поощрение вседозволенности до 5-6 летнего возраста может свести на нет духовно нравственное воспитание школьников в последующие годы. Предотвращение агрессивного поведения младенца по отношению к собственной матери является начальным этапом сознательного исключения агрессии из взрослой жизни.

У подрастающего поколения должны быть сформированы несколько ценностей, без которых невозможно полноценное существование личности в современном обществе:

  1. Индивидуально-личностные ценности позволяют ребенку осознать значение таких слов, как “честь”, “достоинство”, “права и обязанности”.
  2. Семейные ценности определяют значение в жизни человека родителей и семьи, традиций и памяти предков.
  3. Национальные ценности не дают человеку забыть о собственных корнях, в какую бы страну его не забросила судьба. Родной язык и культура, понятие Родины, гимн и флаг никогда не должны стать пустым звуком.
  4. Общечеловеческие ценности делают человека гражданином планеты, всегда помнящим о защите природы, мире на планете, основных принципах существования цивилизации.

Эмоции самый действенный способ воспитания

Для старшеклассников приемлемо воспитание на примерах исторических и литературных героев, персонажей кинематографа. Эффективное духовно нравственное воспитание дошкольников младшего возраста возможно только при непосредственном переживании сильных самостоятельных эмоций. С их помощью формируются:

  • нравственные чувства, которые отличают гражданина от простейшего не обремененного моралью индивида: совесть и вера, долг и патриотизм;
  • нравственный облик, немыслимый без представлений о терпении и гуманности, сдержанности и милосердии;
  • нравственная позиция с четкой границей между добром и злом, способностью к самоотречению;
  • нравственное поведение, построенное на рассудительности, послушании, служении Родине.

Правильно построенное духовно нравственное воспитание детей приведет к тому, что при попадании в экстремальную или неблагоприятную социальную ситуацию ребенок сможет с достоинством пройти все испытания и сохранить целостность собственной личности.

Важной составляющей любого воспитания является постоянное воздействие на ребенка. Духовно-нравственное воспитание должно проводиться на уроках литературы и физкультуры, во время экскурсии по музею и при наблюдении за звездным небом. Лекции и беседы оказывают на этот процесс значительно меньшее воздействие, чем моделирование реальных ситуаций. Это утверждение должно стать определяющим в построении соответствующей программы.