Авторитарное воспитание – чтобы общество было послушно воле правителей

Если не считать краткий период царствования на планете эллинской культуры, подарившей человечеству Александра Македонского и демократию, шедевры архитектуры и нестареющий эпос, авторитарное воспитание царствовало в умах педагогов вплоть до XIX века. Объяснить такую стабильность можно тяжелыми условиями жизни на всех континентах, скудостью ресурсов и постоянными войнами, которое вели между собой страны за лучшие земли. Монархи нуждались в солдатах, не привыкших рассуждать и готовых отдать жизнь по первому повелению. Для этого не было необходимости развивать в людях творческие способности, достаточно обучить их несложному ремеслу.

Классическое авторитарное воспитание уходит корнями в Средневековье

Именно тогда, когда в обществе безраздельно царствовала инквизиция и абсолютная монархия, в дворянских семьях неукоснительно чтился авторитет отца. Дети воспитывались сообразно занимаемой ими ступеньке на социальной лестнице и вопросы о том, чего бы хотелось юному наследнику задавать было не принято.

В еще более тяжелой обстановке росли дети крестьян и ремесленников. С самого раннего возраста их привлекали к посильному труду. Делу всей жизни обучали методом окриков и подзатыльников. Главной целью было обучение простейшим навыкам, которые позволили бы заработать на хлеб насущный.

Чуть позднее, когда появились первые образовательные учреждения, сформировалась теория авторитарного воспитания, которая не изменив своей сути:

  • полное подчинение ребенка воле воспитателя;
  • подавление инициативы и индивидуальности;
  • навязывание ценностей, важных для преподавателя;
  • игнорирование природных потребностей ученика,

спокойно добралась до России и с небольшими изменениями нашла свое воплощение в педагогике Советского Союза.

С Домостроем по жизни

Каноническое авторитарное воспитание в России в полной мере отразил “Домострой”, написанный протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю Ивану Грозному. Эта книга поучала юных отроков тому, как и почему устроен окружающий их мир, наказывала чтить церковные устои и монархов, дарованных богом. Там же давались подробные рекомендации о ведении домашнего хозяйства, поведении с разными членами семьи и даже о питании. Этот педагогический труд был непоколебимым авторитетом для детей и родителей, даже во времена, когда Петр Первый сбрил бороды боярам и велел вести европейскую жизнь.

К детям, проходящим обучение в гимназиях и семинариях всегда, кроме носителей знаний, приставлялся классный наставник, в обязанности которого входило воспитание у подопечных кротости и покорности власти.

Советская система воспитания

После прихода в России к власти большевиков концепция авторитарного воспитания формально была раскритикована и упразднена. Блестящий педагог А.С. Макаренко на практике доказал, что уважительное отношение к личности ученика, может даже уголовника и бродягу превратить в достойного гражданина, приспособленного к коллективному труду и умеющего подчинять свои инстинкты товарищеским отношениям.

Но при формировании новой общности “советского человека” и “строителя коммунизма” быстро возникла потребность в том, чтобы внедрять в головы новых поколений унифицированные идеи, принципы, сплачивать людей будущего вокруг КПСС.
Немного забытый в послереволюционные годы авторитарный стиль воспитания опять возобладал в школах на территории бывшей Российской империи и царствовал там до начала 90-х годов.

Многовековая история России и зарубежных стран показывает, что при либеральных настроениях в обществе, терпимости к различным точкам зрения в образовательных учреждениях применяется свободный или гуманистический подход к воспитанию. Усилия педагогов направляются на всестороннее развитие личности. Если же государственный аппарат нуждается в бойцах, а не свободных гражданах, из запасников вытаскивается авторитарное воспитание, которое призвано отбить у молодежи потребность в рассуждениях и самореализации, приучает её к повиновению и отстаиванию внушенных кем-то идеалов.